Владимир Кухаришин

Рыжая Книга
       Владимир Александрович Кухаришин.
       Родился 27 мая 1975 г.

   # <...> Получил от Грацелева "Рыж" №19<...> решил написать тебе.<...> Понравились ваши приколы, ваша эстетика (в отличие от эстетики "ТЛ"), понравились многие стихи<...> Жаль, что ты до Раменского не добрался.<...> Так вот, о сейшене в Раме.<...> исключительно белым сухим (не считая мизерного количества пива<...>). Водка стояла невостребованная. Пели всякие хорошие (и не очень) песни<...> я, прослушав впоследствии запись первого своего выступления, был весьма обрадован и удивлён: надо же, какой трезвый!<...> как только я заканчивал петь и подсаживался к столу, приходил кто-нибудь из отсутствовавших во время моего раздирания глотки и говорил: "Вовка, ты ж ещё не пел, иди спой". И я покорно ставил стакан и шёл снова петь.<...> Таким образом я, к величайшей своей обиде, остался одним из наиболее трезвых (точнее, одним из наименее пьяных) на этом мероприятии. Настоятельно рекомендую выпросить у Парусниковой какое-нибудь фото с описанного безобразия.<...>
   <...> даже не могу толком объяснить, что мне так нравится в "Ы". Атмосфера наверное. Здоровое чувство юмора, отсутствие ханжества<...>. И непричёсанность.<...> Спасибо за описание случившегося между тобой и Ночным Ветром, а также за то, что тебе безразлично отношение посторонних к этому происшествию.<...>
   <...> Сейчас записываем новые песенки - я, племянник и бывший басист нашей группы. Времени как всегда мало, поэтому лажи много.<...> Насчёт версии "Коли я загину" полностью на украинской мове - это ты здорово придумал. Надо будет попробовать.<...> Относительно "следа культового Егора". Я тешил себя надеждой на то, что избавился от оного, ан нет... А ты к Летову как относишься?<...> вообще, я лучше воспринимаю произведения знакомых мне людей. А уж лично знакомых - ещё лучше. "Палату" ты мне раньше уже присылал. У нас с тобой ещё спор вышел, когда я заявил, что это - "Рыж" для бедных.<...> настроение подкрепляю прослушиванием (почти круглосуточным) недавно купленной кассеты "Синей птицы" - помнишь такой ВИА 70-х? Обожаю эту музыку.<...>
   <...> Традиционно сразу же о водке с пивом (вот, блин, трепещущая тема лейтмотивом проходит в наших письмах<...>).<...> Соблазнился на "Гжелку"<...> Н.Ветер уже вторую часть трилогии прислал. Несмотря на то, что я считаю его талантливейшим из современных прозаиков (и на то, что в романе тексты моих песен), произведение, по-моему, - полное дерьмо. Одно только название серии чего стоит: "Российская боевая фантастика"! Надо же было так опуститься! И ещё хочу сказать, что не взирая на моё к нему почтение, в вашем конфликте я полностью на твоей стороне (выслушав ОБЕ точки зрения на происшедшее).<...> А в "Базаре" мои стишки будут смотреться так же чужеродно, по-моему, как и в романе Белаша с его киборгами.<...>
   <...> В апреле выступал в Пскове на фесте, познакомился там с Неумоевым, попил с ним пива<...> Записался на студии. Грозятся в августе сделать из этого компакт.<...> Да, ещё о невезучести. Мне на работе постоянно говорят: "Доктор, Вы несчастливый человек: как Ваше дежурство - спать никому не приходится". Действительно. Дежурят другие - больные почти не поступают.<...>
   <...> А Ярославская меня прежде всего и отталкивает тем, что собственноручно заживо себя канонизировала.<...> буду краток<...> записываю очередной альбом<...> учусь на эколога, в октябре будет защита диплома.<...> Записал все твои кассеты, добавил немного своих<...> и теперь у тебя есть всё моё "культурное наследие", кроме тех творений, за которые совсем уж стыдно<...> Полностью солидарен с Грацелевым относительно "муз-рЫжа". А я тебе такой идеи не подкидывал? Если нет - значит просто забыл. Потому как появилась она у меня - ой, как давно.<...> Ты вот хвалишь то, что мои песни записаны "с прихватами до и после", а остальные это ругают, говоря, что это неряшливо, сыро и т.п. Даже не знаю, кто прав...<...>
   <...> "Нечеловеческую музыку" постигла судьба одной из предыдущих моих работ - произошёл сбой в компьютере<...> Будучи в Москве на защите (с которой можешь меня поздравить: я теперь - дипломированный специалист), я сорвался-таки в Псков и записался там вживую, т.е. с абсолютно реальными инструментами и музыкантами (причём играл на гитаре "Коррозии Металла" и усилителе Джо Сатриани).<...> К джазу я отношусь так же, как к текстам Вали Калачёвой - абсолютно не врубаюсь, но уважаю, ибо чувствую, что это - настоящее.<...> на дне рождения нашего басиста сломал ногу, лежал в больнице.<...>
   <...>Только когда я прочёл у тебя цитату из Лао-Цзы: "Чтобы творение осталось в веках, оно должно быть незаконченным", понял, что этой цитатой, которая мне всегда нравилась, можно оправдать все мои творческие потуги. У меня же нет ни одной записи, которую можно было бы считать окончательно оформленной и завершённой.<...>
   <...>Получил твоё письмо и РЫЖ-59.<...> Впервые, если не в жизни, то за последние годы, это пришлось на день, когда я был абсолютно трезв и даже не с бодуна.
   И письмо твоё, и РЫЖ в очередной убедили меня в том, в чём я всё более убеждаюсь в последнее время: самое ценное в этой жизни - человеческие отношения. Как там у Сент-Экзюпери: "Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства - прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить". Кажется он же сказал: "Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения".
   Вот и в 59-м номере мне наиболее интересно было читать людские реплики. Из стихов впечатлило только творение Парусниковой на странице 35.
   Что ещё порадовало - так это цитаты из моих любимых авторов: Борзыкина, Трофимова, "Запрещённых барабанщиков". Очень зрелые у них тексты. А ещё, возвращаясь к материалам РЫЖа, хочется признаться, что после прослушивания вышеперечисленных мэтров, после чтения Хайяма, Бродского, Губермана... Ну, ты сам понимаешь...<...>
   Действительно, давай договоримся даже не думать о возможных обидах, а во всех недоразумениях винить почту. Изо всей моей прежде обширной переписки и так только ты и остался. С Гальченко, например, я по собственной инициативе общение прервал, ибо просто-напросто вряд ли я могу написать что-то такое, что для него было бы ново или интересно. А вот почему Грацелев молчит, не знаю. Я ему диск отсылал тогда же, когда и тебе. То ли моя бандероль потерялась, то ли его ответ... Вот и выдержка из моего письма ему, где я заявляю, что "никакого Скифа... знать не знаю". Конечно же, я это писал, разобидевшись на тебя!:-) Сейчас уже и представить сложно, что когда-то мы были не знакомы. Как писал Майк Науменко, "время летит вперёд, и мы летим вслед за ним".
   В Интернете я почти не бываю, но ящик у меня есть: doctor_<...>@<...>
   А ещё у меня есть могильный телефон<...>, и если ты тоже обзавёлся этой буржуинской прибамбасиной<...>
   Извини, что для РЫЖа много всякой ерунды понаписал, но уж очень хотелось мыслишками (а точнее, эмоциями и впечатлениями) поделиться, соскучился я по "рыжему" общению!
   Всего тебе доброго! Не пропадай впредь!   
/В.Кухаришин из Новозыбкова - П.С. в Омск/

1.   СМОТРИ!
Смотри на меня! Ну, смотри же!
Я редко бываю таким,
И сам зачастую не вижу
Себя через маски и грим.
     Смотри: я рванул все застёжки,
     Распахнута настежь душа,
     И душу скребущие кошки
     Наружу идут не спеша.
Смотри, если ты не боишься
Смотреть на изнанку вещей.
А если получше вглядишься,
Увидишь немало свищей.
     Смотри и лови отраженье:
     Я в чём-то похож на тебя.
     Попробуй сдержать раздраженье,
     Во мне узнавая себя.
Смотри, если хочешь увидеть,
Как свет уживается с тьмой.
Обидь, если хочешь обидеть,
Я - вот он, как есть, пред тобой.
     Смотри. Я сегодня не гордый.
     Я всем позволяю смотреть.
     А раньше заехал бы в морду,
     И так оно будет и впредь.

2.   БОЛЬШЕ НЕТ
У меня больше нет претензий.
У меня больше нет иллюзий.
На конверте изящный вензель
Завязался в гордиев узел.
     У меня больше нет причины
     Поддаваться пустой печали.
     Мы ответственны как мужчины
     За тех женщин, что повстречали.
У меня больше нет обиды
На Того, Кто придумал эту
Столь похожую на корриду
Замечательную планету.
     У меня больше нет вопросов
     Относительно Божьей цели.
     Он, бесспорно, большой философ,
     Нас держащий в Своём прицеле.

3.   ОСЕНЬ
Когда настроение ветер уносит,
Когда на часах без пятнадцати  восемь,
Когда забываются лучшие строчки
И пишешь до первой поставленной точки,
     Когда догорают последние спички,
     Чужие слова не берутся в кавычки,
     Когда навсегда закрываются скобки,
     Когда нажимаются нужные кнопки,
Когда выпиваются спорные литры,
И следом ползут чёрно-белые титры,
Когда не узнать лучше, чем не заметить,
Когда позабыть легче, нежели встретить,
     Когда быть собой проще, чем быть другими,
     Когда слышишь прежде знакомое имя,
     Когда рвёшься в небо, а память бьёт оземь,
     Тогда начинается долгая осень.

4.   ЛЮДИ
Люди обожают верить в ложь,
Называть иллюзию надеждой
И предпочитают прятать нож
Под нарядной праздничной одеждой
     Люди обожают видеть сны
     И не любят признавать реальность.
     Рамки им обидны и тесны -
     В каждом обитает гениальность.
Люди обожают крепкий кнут
И боготворят своих тиранов,
Глупый, бесполезный рабский труд
Не считают участью баранов.
     Люди обожают подражать
     Тем, кто им всех больше ненавистен.
     Люди обожают обожать
     Самые нелепые из истин.
Люди обожают суету,
Путая её с полезным делом,
Часто подменяя красоту
Силой или обнажённым телом.
     Люди обожают тьму и мрак.
     Люди жить не могут без дурмана.
     Люди ни за что не платят так,
     Как за сладкий дым самообмана.

5.   НАШ ВЕК
Как скучен наш неромантичный век!
Как сер, невзрачен, сух и безразличен!
Как он до безобразья прагматичен!
Как быстро и нелепо он поблек!
     Ушла античность, умер ренессанс,
     Последний рыцарь пал в средневековье,
     Три мушкетёра, истекая кровью,
     Исполнили прощальный реверанс.
Лежат на дне останки каравелл,
Нет ни карет, ни замков, ни дуэлей,
И для того, чтоб выпить кружку эля,
Не нужно обладать запасом стрел.
     Пред городами не возводят стен -
     Они для самолёта не преграда.
     В развалинах могучая Эллада,
     Разрушен неприступный Карфаген.
Повсюду спешка, давка, суета.
На смену красоте пришла практичность.
В холопском культе растворилась личность.
В пучине планов сгинула мечта.
     Как измельчали радость и беда!
     Как изменились многие понятья!
     Что было срамом, стало благодатью,
     Что было важным, нынче - ерунда.
Как грустен век циничных болтунов!
Он поражает дикой дешевизной
И человечьих, и всех прочих жизней.
А впрочем, в этом он отнюдь не нов.
     Вот здесь как раз и кроется подвох.
     Блеск единиц оплачен горем тысяч,
     Которых можно хоть убить, хоть высечь...
     И так оно - в любую из эпох.

6.   ЗДЕСЬ
Здесь всегда идёт дождь. Здесь разбавлено пиво.
Здесь всегда об одном чёрно-белые сны.
Здесь жена неверна, но безбожно ревнива.
Здесь одно на троих ощущенье весны.
    Здесь всегда тает снег и мешается с пылью.
    Здесь у всех поездов одинаков маршрут.
    Здесь у ангелов сплошь перерезаны крылья.
    Здесь давно никого ниоткуда не ждут.
        Здесь всегда недосуг. Здесь нет веской причины
        Для того, чтоб зайти в гости к старым друзьям.
        Здесь всегда только дождь, только мокрые спины,
        Только лужи тоски и пыльца по краям.

7.   МОЖЕТ БЫТЬ
А может быть, на небе нет вовсе бога?
А может быть, бог не один, а их много,
И все эти боги друг с другом воюют,
А люди их больше не интересуют?
     А может, бог - лишь экспериментатор,
     Циничный, как американский сенатор,
     А каждый из нас - лишь подопытный кролик,
     Будь он хоть начальник, хоть бомж-алкоголик?
А может быть, бог - не такой уж всезнайка,
Как то утверждает поповская байка,
И Он сотворил эту жизнь, эту сказку
С единственной целью - увидеть развязку?
     А может быть, люди придумали сами,
     Что кто-то есть в космосе над небесами?
     Ведь взрослые любят не меньше, чем дети,
     Чтоб кто-то за всё  вместо них был в ответе.

8.    РУБАИ
    Здоровье, покой да послушные дети -
    Что может быть лучше во всём белом свете?
    Сегодняшний день не добавил сюрпризов,
    А большей удачи и нет на планете.
Чтоб не быть у Своих обещаний в плену,
Прозорливый Господь сотворил Сатану
И за все недочёты в устройстве Вселенной
На него беззастенчиво валит вину.
        Как лучше поступить? Не знаешь никогда.
        Какой тропой пойти и повернуть куда?
        И что ни избери, окажется в итоге,
        Что делал ты не то и топал не туда.
Нет, не бывает чудес в наших скромных местах.
Вещи на круги своя возвращает Аллах.
Временным даром судьбы не спеши обольщаться -
Всё должен будешь вернуть, лишь повертишь в руках.
      Минуты сытости и месяцы лишений,
      Век инквизиции и годы послаблений -
      Полезно всё, что преподносит эта жизнь,
      Источник радости и горестных сомнений.
Напрасно жаждут обличители почёта.
Искать изъяны - немудрёная работа.
А ты попробуй сделать что-нибудь такое,
Что мир приблизило бы к счастью хоть на йоту.
   Каким бы ты себя ни мыслил господином,
   Для эйфории и зазнайства нет причины:
   Как ни взлетал бы ты, чего бы ни достиг,
   Найдутся более высокие вершины.
На какой-то процент жизнь мы делаем сами.
Точно так же - частично - судьба правит нами.
Жаль, неясно, когда мы вольны выбирать,
А когда ходим данными Богом путями.
        Тот, кто делает жизнь чередою забот
        И на всё, кроме дел, горделиво плюёт,
        Обнаружит в финале, что вовсе и не жил,
        А хлопот, как и в юности, невпроворот.
Изменить этот мир нам, увы, не дано.
Остаётся (что очень печально) одно:
Поменять отношенье к реалиям жизни.
Для того Бог, наверно, и создал вино.
     Увы, покоя не отыщем на Земле мы:
     Кругом тревоги, нерешённости, дилеммы...
     А в ситуации, когда всё хорошо,
     Мы создадим или придумаем проблемы.
          Поэт при жизни не имеет даже отчества.
          Его удел - безвестность, бедность, одиночество.
          А как умрёт - тотчас становится кормильцем
          Для эпигонов и исследующих творчество.

9.   МУДРОТА
Не печалься, не сетуй на время.
Всё свершится в назначенный срок.
Если брошено доброе семя,
Обязательно будет росток.
     Всё ещё не однажды вернётся,
     Нужно только суметь распознать.
     Нужно только испить из колодца,
     Чтобы впредь не хотелось плевать.
Не кручинься. Всё будет как надо.
Как не надо, ты сделаешь сам.
На щеке высыхает помада,
Мёд и пиво текут по усам.
     Оказавшись пристрастным и мелким,
     Объективный потупится взгляд.
     Не кори за медлительность стрелки.
     Всё придёт, только будешь ли рад?

10.   ЗИМНЯЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ
На улице совсем темно,
Лишь звёзды тускло светят.
Легли в постель давным давно
И взрослые, и дети.
     Пропел тебе я "баю-бай"
     И рассказал все сказки.
     Теперь скорее засыпай,
     Закрой до завтра глазки.
Медведь в берлогу спать полез,
Весна придёт не скоро.
Укутан снегом сонный лес,
Покрыты льдом озёра.
     Мороз разрисовал стекло
     Узором небывалым.
     А нам уютно и тепло
     Под ватным одеялом.
Устав от пения жар-птиц,
Волшебник ставит пьесу
О том, как спас отважный принц
Прекрасную принцессу.
     На память о прошедшем дне
     Нам будут эти сказки.
     Они придут к тебе во сне,
     Закрой скорее глазки.

11. ***
Друзья, любовь... Эффект блесны!
А не попасться нелегко.
Мы любим тех, кто далеко,
И терпим тех, кто рядом с нами.
Далёкие приходят снами,
А близкие уходят в сны...

12.   ХОЧЕТСЯ СЧАСТЬЯ
Удивительно хочется счастья.
И влечёт безгранично любить.
Поразительно нравится "Здрасьте".
Нестерпимо желается быть.
       Истеричнейше жаждется света
       В эту просто полярную ночь
       Или выстрела из пистолета,
       Если больше ничем не помочь.

13.   СОВПАДЕНИЕ
Ты чувствуешь? Пахнет весной!
Ты слышишь? Звучит ностальгия!
О том, что случилось со мной,
Поют совершенно другие.
     Я вновь вижу старых друзей.
     Я вспомнил забытые лица.
     Я нынче простой ротозей,
     Обычный прохожий-тупица.
          До встречи, домашний очаг!
          До встречи, смурное раздумье!
          Мой еженедельный оттяг
          Совпал с ежегодным безумьем.

14. ***
Нам нужна иль тайна, иль загадка,
Или цель, что труднодостижима,
Иль чего-то лёгкая нехватка,
Или ощущение нажима.
      Вот тогда жить станет интересней.
      Вот тогда всё будет в нашей власти.
      Вот тогда писаться будут песни.
      Вот тогда для всех настанет счастье.

15.   ШОКОЛАД
Накорми меня сладким, идя к нему.
Я хочу узнать вкус шоколада.
Он слегка горчит. Пусть. Я пойму.
Дай мне немного твоей помады.
     На вкус и цвет товарищей нет,
     Но он всё равно останется другом.
     И только вкус шоколадных конфет
     Будет, как совесть, моим недугом.
Я умею держать себя в узде.
Я терпелив (пусть не по собственной воле).
Я сам не рад этой беде -
Шоколад пьянит сильней алкоголя.
     И я завязал. Я почти монах.
     Я совсем не святой и не совсем пропащий.
     Я умею держать себя в штанах
     И пощусь, чтобы в праздник ты стала слаще.

16.   НЕСОСТОЯВШЕЙСЯ ЛЮБВИ
Ты когда-то уйдёшь, как и все,
В вечных поисках нового счастья,
Закружившись зверьком в колесе
У Фортуны и призрачной страсти.
     Ты уйдёшь в неизбежность весны.
     Ты уйдёшь в пустоту ожиданья.
     Ты уйдёшь в зазеркальные сны
     И забытые воспоминанья.
Ты уйдёшь в неизвестную даль,
Унося аромат наших вальсов.
Ты заменишь тоску на печаль,
Затаённую в кончиках пальцев.
     Ты уйдёшь, но не сможешь понять,
     Почему мы уходим так часто,
     Мчимся в круге опять и опять
     В вечных поисках большего счастья.

17.   ПОСВЯЩЕНИЕ ЖЕНЕ
Удушающий запах поддельных духов,
Сладко-вычурный пафос дешёвых стихов,
Треск фальшивых, не нами придуманных слов -
Всё слилось в многоликом понятьи "любовь".
     Вожделённая дверь с потаённым ключом,
     Влажный шёпот над ухом, касанье плечом,
     Нарочитый ночной разговор ни о чём,
     Прерываемый первым рассветным лучом.
Романтическо-целомудрёный накал,
Воздержательно-чмокательный ритуал,
Неотъемлемый риск: или пан, иль пропал,
Кнопка, пуговка и - вожделенный финал.
     Наслажденье когда-то запретным плодом,
     Заработанное терпеливым трудом,
     Лес, река или дача, приятельский дом,
     Пресыщенье и то, что по схеме потом:
Чьи-то взгляды налево, улыбка, кивок,
Письмецо, расшифрованное между строк,
Подозрение, ревность, обида, упрёк,
Крики, ссора, запой на неведомый срок,
     Череда примирений, истерик и драк,
     И логическим их завершением - брак.
     Стоп! О чём это я? Ведь не просто же так?
     С днём знакомства, жена, самый преданный враг!

18.   ПОДРАЖАНИЕ БРОДСКОМУ
Я хотел быть грубее солдатской шутки.
Я хотел быть наглее ментовской будки.
Я хотел быть подлее верховной власти.
Я хотел быть сильнее греховной страсти.
        Я хотел уйти,
        Но забыл дорогу,
        Разыскал пути,
        Да поранил ногу.
Я хотел быть циничнее патриарха.
Я хотел быть безличнее олигарха.
Я хотел быть бездушней эстрадной песни.
Я хотел быть радушнее Красной Пресни.
        Я хотел быть с теми,
        О ком скучаю,
        Но взглянул на время
        И выпил чаю.
Я хотел быть талантливее, чем Бродский.
Я хотел быть податливее, чем клёцки.
Я хотел быть бесстыднее, чем начальство.
Я хотел быть обиднее, чем нахальство.
        Я хотел добра,
        Вышло - как обычно.
        Мне опять пора
        Расплатиться лично.
Кое-что удалось, кое-что - не очень.
Кое-кто прячет злость, на меня зуб точит.
В их глазах я такой, каким стать хотелось.
Похоронен покой, наступила зрелость.
        Я хотел немного,
        Облом - законный.
        Я хотел быть богом,
        А стал иконой.

19.   ВСЁ МОГЛО БЫ БЫТЬ СОВСЕМ НЕ ТАК
Здесь любая тропка с перепутья
Неизменно заведёт в кабак.
Здесь семь слов навеки стали сутью:
Всё могло бы быть совсем не так.
     Жизнь уныло тянется, как кляча.
     Через анус, наперекосяк.
     А ведь всё могло бы быть иначе,
     Всё могло бы быть совсем не так.
Если б не нелепая случайность,
Если б не один неверный шаг,
Если б не жестокая реальность,
Всё могло бы быть совсем не так.
     А виной, наверное, удача,
     Кажущая фигу да кулак.
     Только всё могло бы быть иначе,
     Всё могло бы быть совсем не так.
Кабы не ничтожнейшая кроха,
Кабы не презреннейший пустяк,
Всё могло бы быть не так уж плохо,
Всё могло бы быть совсем не так.
     Жаль себя, ну, а детей - тем паче
     В этой веренице передряг.
     Жаль, что всё могло бы быть иначе,
     Всё могло бы быть совсем не так.

20.   ТЕРПЕНЬЕ
Терпенье и труд изотрут в порошок
Любое количество глупых исканий.
Наш жизненный путь покрывает песок -
Продукт превращенья наивных желаний.
     Смиренье и время помогут унять
     Досадную боль и никчемную гордость.
     Помогут простить иль хотя бы понять,
     Как жить не сутулясь и верить не горбясь.
Способность не помнить наложит бинты
На свежие и незажившие раны,
А зрелость расскажет о том, что мечты -
Всего лишь бесплодные самообманы.
     Привычка прикроет ладонью глаза,
     Избавит от лишних, ненужных страданий.
     А может быть, то будет просто слеза -
     Банальное следствие воспоминаний.

21.   И ЭТО ПРОЙДЁТ
И это пройдёт, как прошло всё, что было,
Оставив лишь еле заметный рубец.
Зажгутся и снова погаснут светила.
И счастью, и горю наступит конец.
     Ярчайшие краски тускнеют с годами,
     И, кажется, лучше во множество раз
     Короткая вспышка и долгая память,
     Чем медленный быт, убивающий нас.
Сомкнётся спираль - и опять всё по кругу.
Но я не хочу, чтоб с течением лет
И мы надоели, приелись друг другу,
Как каждый из тех, кем кишит белый свет.
     Коснувшись бумаги, засохнут чернила.
     Почувствовав пальцы, заглохнет рояль.
     Но это пройдёт, как прошло всё, что было,
     И только лишь этого искренне жаль.

22.   ЛИМОНАД
Всю жизнь я лимон превращал в лимонад,
А чью-то судьбу - в натуральнейший ад.
Всю жизнь я пытался поймать журавля,
За это меня била в харю земля.
      Всю жизнь я с чертями играл в поддавки,
      А глядя на небо, сжимал кулаки,
      Искал чьё-то счастье, а думал - своё,
      Узнал, что такое хмельное питьё.
Всю жизнь я берёг молодецкую честь,
Не будучи знающим, с чем её есть.
Я выл на луну и плевал на судьбу,
За это опять получая по лбу.
      Всю жизнь я пугался при слове "весна",
      За это теперь поплатился сполна.
      Всю жизнь я считал, что любовь - это бред,
      А нынче с гитарой встречаю рассвет.
Всю жизнь я хотел от себя убежать.
Я думал, что надо ещё поднажать.
Я верил в тоннель, а упёрся в тупик.
Пытался запеть, но срывался на крик.
      Всю жизнь как аукал, так и получал,
      Старался найти постоянный причал.
      Всю жизнь вместо Бога я видел порог,
      Семь раз отмерял, а отрезать не мог.

23.   НОСТАЛЬГИЯ
Иконы уродует горькая правда.
Идущих по озеру топят сомненья.
А помнишь то время, когда безоглядно
Мы были прекрасны в своих заблужденьях?
    Отчаянный пафос полуночных кухонь,
    Наивная вера в спасительность пьянства,
    Больная похмельно-блевотная ругань,
    К клеёнке, как к горлу, присохшие яства...
        Мы все мало ели, зато много пили.
        Теперь мы не пьём, изобилуя пищей.
        Мы с сытою мудростью всё разрулили,
        Нашли то, что надо, и больше не ищем.

24.   ПРОРОК
Господи, я грешный человек,
Отойди, не мучь меня, не надо.
Меньше боли - сгинуть в пекле ада,
Чем являть собою Твой ковчег.
    Это слишком непосильный крест -
    Быть Твоим очередным пророком.
    Мне не донести его до срока
    Ни до одного из нужных мест.
        Господи, позволь мне жить, как все,
        В сладостном неведеньи и дрёме,
        И в своём уютном тихом доме
        Жизнь познать во всей её красе.
Ведь никто - Ты знаешь это Сам -
Не поймёт, не примет, не поверит.
Так зачем стучать в чужие двери
И ходить по ложным адресам?
    Господи, мне некому нести
    Данное Тобой святое слово.
    Избери кого-нибудь другого,
    А меня прости и отпусти.

25.   РЕФЛЕКСИЯ
Мы привыкли - и значит, так надо.
Мы смирились - и значит, всё верно.
В каждом веке есть свой Торквемада
И Юдифь с головой Олоферна.
     Мы так жили - и нет возражений.
     Так уж принято - это ль не довод?
     Мы не можем без битв и сражений,
     Даже если отсутствует повод.
Это в генах - дрожать пред флажками,
Возводить рубежи и границы,
Выть по-волчьи, чтоб выжить с волками,
Фарисейски держаться традиций.
     Наши действия сплошь рефлекторны,
     Наши чувства вполне инстинктивны.
     А мечты - непроросшие зёрна,
     А стихи - устаревшие гривны.
Мы постигли все виды инерций,
Мы познали изнанку живого.
Мы гордимся искусственным сердцем,
Щеголяя искусственным словом.
     Синтетический век - наше время.
     Виртуальность - вот наша стихия.
     А попробуй-ка, сбрось это бремя -
     И останется лишь ностальгия.

26. ***
На улице ночь. Город крепко спит.
Ему не до тех, кто не с ним.
Только двое идут. Это я и снег.
Оба с неба, и оба на землю.

27.   ОДНАЖДЫ
Я однажды взмою ввысь
На летучем корабле.
Я оставлю грязь и слизь
Породившей их земле.
      Унесусь на край небес
      В разноцветную страну.
      Я сыграю полонез,
      Как всегда порвав струну.
Я однажды воспарю
Над бесплодной суетой,
Наконец-то подарю
Сердцу отдых и покой.
      Я покину навсегда
      Опостылевший приют.
      Я увижу города,
      Где не стонут, а поют.
Я однажды поднимусь
Выше самых смелых птиц.
Я вовеки не вернусь
В мир заслонов и границ.
      Уплыву по облакам
      В неизведанную даль.
      Будет капать по щекам
      Затаённая печаль.